Сегодня во многих странах СНГ и Европы имеются проблемы с качеством электроэнергии, особенно в частном жилом секторе. В некоторый момент, и на протяжении нескольких часов, вместо заявленных 220 В, в ваш дом/квартиру может поступать только 200 В. Это происходит в связи с резким возрастанием количества потребителей, когда люди приходят с работы, а особенно в зимний период, когда эксплуатируются высокомощные электрические обогреватели.

Бывают и перепады в другую сторону, когда на кратковременный период в вашей розетке (пользуясь случаем, рекомендую статью « ») может быть 260 В и даже больше. Для жилого сектора такие перепады очень опасны, ведь блоки управления напряжением современной электронной техники не имеют защиты от них. Такого рода проблема возникает из-за неудовлетворительного состояния трансформатора, в том числе обрывов нулевых проводников.

Соответствие параметров предоставляемой вам электроэнергии с эталонными, можно запросто проверить измерительными приборами вольтметром/амперметром. Подогнать параметры к эталонным, поможет стабилизатор напряжения. А успеть корректно завершить работу всех электроприборов при полном отключении, нужен ИБП, UPS (источник бесперебойного питания).

Существуют многофункциональные ИБП, со встроенной системой стабилизации и индикации напряжения, то есть, все эти приборы объединены в один. Для того чтобы разобраться, какой стабилизатор лучше для дома (ведь их бывает несколько типов), рассмотрим далее те, которые предназначены для выравнивания переменного тока бытового назначения. Но перед тем нужно научиться их подбирать по мощности потребляемых приборов.

Нюансы при расчете мощности бытового стабилизатора напряжения

Если речь идет о стандартном напряжении 220 В, то мощность стабилизатора рассчитывается путем складывания всех мощностей эксплуатируемых приборов. Предостерегаю вас: в интернете есть множество таблиц со значениями мощностей электроприборов в формате: /наименование прибора/мин./макс. мощность/ — не всегда стоит руководствоваться ими.

К примеру, мощность телевизора в таблице заявлена от 100 Вт, но с учетом, что уже давно выпускаются не кинескопные, а жидкокристаллические дисплеи, то мощность может составлять и 30 Вт, с одинаковой диагональю. Кроме того, с некоторых по после, появилась техника энергоэкономного класса A+++, потребляющая в разы меньше.

Расчеты производите конкретно по данным из паспорта каждого прибора. Если у вас целый дом в несколько этажей и большое семейство, разница в необходимой мощности стабилизатора может быть колоссальна. И это притом, что практически никогда не бывает, чтобы он работал на всю мощность, ведь вряд ли так совпадет, что одновременно включат все приборы в доме – то есть, с учетом всех приборов впритык выбранный стабилизатор уже сам по себе, теоретически, имеет запас.

Характеристики видов стабилизаторов напряжения, преимущества/недостатки

Современные стабилизаторы, рассчитанные для работы с бытовым однофазным переменным током, по принципу действия делятся на: корректирующие и накапливающие – какой стабилизатор лучше для дома, зависит от конкретных требований. Мы попробовали составить сравнительную таблицу характеристик различных видов стабилизаторов, на основе общих данных, которые удалось найти.

Тип
стабилизатора
Диапазон
напр.,
В
Время реакции,
мс
Точность /-, % Гарантия, мес. Шумность Цена
Электронный
релейный
140-260 20-40 до 10 12-24 невысокая низкая
Электронный симисторный 80-300 10-20 6-0,5 36-60 отсутствует очень высокая
Сервомоторный 140-260 5-7 3 12 высокая низкая
Феррорезонансный 170-260 20-50 1-3 12-24 очень высокая высокая
Инверторный 60-260,
110-300
нету 1 12-24 невысокая очень высокая

Стабилизаторы корректирующего действия в большинстве случаев состоят из блока управления, который реагируя на повышение/понижение напряжения в сети, задействует ту или иную (понижающую/повышающую напряжение) обмотку специального устройства – трансформатора.

Накапливающего действия стабилизаторы работают за счет накопленного в емкости некоторого количества тока и генерируют из него ток необходимых параметров. К таковым же условно можно отнести ИБП, которые к тому же, некоторое время дают заряд из встроенной батареи, когда подача электричества прекращается полностью.

Принцип работы современных бытовых релейных стабилизаторов напряжения

Данное устройство относится к электронным, ступенчатого (дискретного) принципа работы. Отличием от других ступенчатых стабилизаторов является то, что в данном используются электромагнитные реле в качестве переключателей. А в остальном, аппарат состоит из такого же блока управления с процессором и автотрансформатора с различным количеством вторичных обмоток, как и другие разновидности этого рода устройств.

Принцип работы таков: блок управления производит контроль напряжения на входе и в зависимости от его значения, подключает или отключает те или иные вторичные обмотки автотрансформатора. При этом современного образца релейный стабилизатор напряжения имеет не менее четырех ступеней стабилизации. В таком приборе соответственно, имеется четыре реле и автотрансформатор на четыре вторичные катушки.

Вы можете видеть блоки (и их основное содержимое), из которых состоит вся схема релейного стабилизатора напряжения: А – автотрансформатор с четырьмя вольтодобавочными, двумя вольтопонижающими катушками; Б – блок анализа и управления напряжением; В – блок релейных исполнительных элементов; Г – блок индикации (Вольтметр, Амперметр, вкл/выкл); Д – объединяющая шина.

Выше представлен простенький современный, управляемый микропроцессором PIC12F675, шести ступенчатый релейный стабилизатор напряжения схема которого рассчитана на корректирование перепадов напряжения 140-260 В. Комплектация устройства вмещает индикаторы – вольтметр, амперметр, светодиод режима работы. Принцип действия этого устройства следующий.

Автотрансформатор (А) имеет шесть обмоток, каждая из которых выдает напряжение от -20 до +40% от номинальных 220 В, чем восполняется той или иной величины упадок напряжения, или понижается скачок. Блок управления (Б) на основе микропроцессора, производит анализ характеристик входного сетевого тока (вольтаж/ампертраж), на основе которых подает сигнал управления в релейный исполнительный блок (В). В качестве сигнала может подаваться ток таким напряжением, при котором срабатывает реле.

Далее, в зависимости от значения упадка, блок управления (Б) подает сигнал тому или другому реле, отвечающему за подключение соответствующей вольтодобавляющей катушки; при этом предыдущее отключается. Реле замыкает катушку и на выходе появляется необходимое количество Вольтов.

Точно такая же процедура происходит и при скачках напряжения (в данном случае до 260 В). Только задействуется не вольтодобавочная, а вольтопонижающая обмотка, и таким образом, при скачке в 260 В, подключается обмотка -40% (-44 В), которая выдает 216 В. При большем повышении напряжения в сети, блок управления просто отключает питание.

Преимущества стабилизатора, работающего на реле, состоят в низкой стоимости. Они в большей степени предназначены для сегмента бытовой техники, не требующей высокоточной корректировки напряжения (холодильники, микроволновки и т. д.), и прекрасно справляются со своей задачей.

Недостатки – не подходят для высокоточной чувствительной электронной техники, в том числе некоторой зарубежной ТВ/Аудио техники и компьютеров. Кроме того, исполнительные механизмы – реле, которые бывает, залипают, при частой работе быстро выходят из строя. Плюс к тому, их работа сопровождается щелчками, слышными в помещении.

Принцип работы современных бытовых симисторных стабилизаторов напряжения

Эти устройства относятся к корректирующим напряжение, дискретного (ступенчатого) действия. Они в лучшую сторону отличаются по характеристикам от предыдущих, хоть имеют схожие блоки и аналогичный принцип действия. Также состоят из блока управления, автотрансформатора и исполнительного блока.

Разница состоит в том, что в отличие от релейных, симисторный стабилизатор нарпяжения в качестве исполнительных (замыкающих/размыкающих силовую сеть) использует так называемые электронные ключи – теристоры или симисторы. Они не имеют механических деталей и гораздо производительнее, чем реле, поэтому отличаются скоростью реакции и другими параметрами.

На рисунке можно наблюдать такие блоки электронного стабилизатора: А – автотрансформатор с двумя входами; Б – симисторный исполнительный блок первого каскада коррекции напряжения; В – второго каскада исполнительный симисторный блок; Г – блок анализа и управления напряжением; Д – объединяющие шины; Е – блок индикации характеристик тока (Вольт, Ампер) и режима работы.

В данном случае прибор имеет более точную корректировку благодаря тому, что схема симисторного стабилизатора двухкаскадная, то есть, в ней две группы исполнительных блоков и соответственно, большее количество вольтопонижающих и вольтодобавляющих обмоток. Преимущество двухкаскадной системы в том, что путем комбинаций получается большее количество ступеней коррекции: 6 (каскад Б)*6 (каскад В)=36 значений. Принцип работы далее.

Блок управления на основе микропроцессора (Г) анализирует характеристики входного напряжения и выдает команду нужному электронному ключу из исполнительного блока Б (первого каскада). В действие приводится та или иная понижающая/повышающая вольты обмотка автотрансформатора (А) и напряжение корректируется на грубую, от -20% до +40%, с шагом 10%.

Далее блок управления замеряет выходящий ток грубой коррекции, который идет на второй выход автотрансформатора, и, управляя вторым исполнительным блоком В (вторым каскадом), в действие приводятся вольтодобавочные/вольтоотнимающие катушки с малым шагом в 2%, в пределах от -6% до +6%.

Преимущества симисторных стабилизаторов напряжения – высокая точность корректировки, быстрое время корректирования и абсолютно бесшумная работа электронных компонентов. Поэтому подходят для обеспечения высокоточных устройств, как например, аппаратура для локальных компьютерных сетей, (коммутаторы, множители сигналов и др).

Отмечается большой диапазон моделей (и соответственно цен), начиная от самых примитивных на несколько бытовых потребителей, и заканчивая устройствами для высокоточной стабилизации электросети целого дома. Также они наиболее долговечны по сравнению с остальными.

Недостатки электронных устройств – высокая стоимость, сложность в ремонте и обслуживании. В некоторых некачественных симисторных стабилизаторах отмечаются случаи, когда электронные ключи (тиристоры/симисторы) не срабатывали.

Принцип работы современных бытовых электромеханических стабилизаторов напряжения

Из этой группы наиболее часто применяют в быту сервомоторные стабилизаторы. Они также корректируют напряжение: имея ступенчатый принцип работы, дискретные операции добавления или отнимания необходимого количества вольтов производятся переключением обмоток автотрансформатора при помощи сервомотора – дискретного пошагового электромеханического устройства.

Сервоприводный мотор в них выполняет функцию управления, как в релейных – реле или электронных – симисторы/тиристоры. Он обладает достаточной скоростью для бесперебойного корректирования напряжения, но сразу заметим, что стабилизатор напряжения электромеханический для обеспечения напряжением высокоточной чувствительной техники, как вариант не подходит. Ибо скорость реакции очень низкая, при резких скачках может составлять даже секунды.

Тут показана условно автотрансформаторная обмотка (1), с приспособленным в середине сервомотором (2), который управляет токосъемным контактом (3), перемещая его по верхней части кольца обмотки – в общем это все обозначено буквой А и является автотрансформатором со встроенным сервомоторным приводом. Также как и остальные, схемы электронного стабилизатора напряжения с электромеханическим приводом имеют блок управления с микропроцессором (Б), и, в зависимости от комплектации, панель индикации состояния сети (В). Блок управления в таких устройствах имеет особый контроллер, который приводит в действие.

В зависимости от положения токосъемного контакта, напряжение собирается с того или иного участка обмотки, отвечающего за повышение/понижение напряжения. Конструкционная особенность в том, что в отличие от релейных или симисторных, сервоприводные стабилизаторы теоретически могут регулировать напряжение на доли Вольта, перемещая контакт с шагом в один виток. На практике же, в бытовом применении используются дискретные моторы с таким шагом, который обеспечивает отклонение около 3%.

Преимущества – очень точная и плавная коррекция выходного напряжения; невысокая стоимость. Идеален такой стабилизатор для сетей, в которых небольшие перепады напряжения, так как с ними он справляется на ура.

Недостатки – очень долгое время коррекции, особенно при высоких скачках: пока токосъемник прокатится по большей части радиуса до участка, где напряжение нормальное, могут пройти даже секунды. Для высокоточной чувствительной техники в таком случае не подходит. Издает шум при работе – за счет движения сервомотора и скольжения по обмотке контакта. Гарантия всего 12 месяцев – не спроста: сервопривод чаще и быстрее изнашивается.

Принцип работы современных бытовых феррорезонансных стабилизаторов напряжения

Эти устройства есть смысл условно разделить на старого и нового образца, так как имеют немного разные недостатки и электрические элементы. Все они отчасти относятся к накопительным и плавно выравнивают напряжение. Они в корне отличаются от всех предыдущих, и не обязательно нуждаются в блоке управления, так как в его трансформаторе и других деталях происходят самотечные физические процессы.

Не имея углубленных знаний в физике, очень сложно понять то, как работает феррорезонансный стабилизатор напряжения, но что доступно для понимания – это то, что в основе его лежит автотрансформатор и другие ему подобные элементы – дросселя, которые взаимодействуют между собой, компенсируя недостаток или убавляя избыток напряжения в заданных пределах.

Стоит упомянуть, что до сих пор (2016), на радиорынках имеется большое разнообразие феррорезонансных стабилизаторов советского производства 80-90х годов – «Украина», «Эльбрус», «СНБ» — весьма долговечных и высокоточных устройств, при копеечной стоимости. Со славным советским качеством, как показали годы наблюдений, уже мало что сравнится.

Автотрансформатор (А) с первичной и вторичной обмотками; входной насыщаемый дроссель (Б); второй токосъемный дроссель (В); конденсатор 250в (Г); предохранитель 220в (Д); лампа индикатора работы (Е). Первичная обмотка трансформатора (1-А); первичная обмотка дросселя (1-Б); вторичная обмотка автотрансформатора (2-А); вторичная, компенсационная обмотка насыщаемого дросселя (2-Б).

Дроссель в данном случае – это, кратко говоря, устройство, которое направлено на понижение/повышение характеристик напряжения. С технической стороны, он состоит из обмотки на металлическом сердечнике и напоминает по многим признакам трансформатор.

Смотря на принципиальную схему, можно заметить, как взаимосвязан трансформатор (А) с дросселем (Б). Через первичную обмотку дроссель подключен к трансформатору, в свою очередь, из вторичной обмотки трансформатора идет подключение на компенсационную вторичную обмотку дросселя. Далее, из нее идет выход на второй дроссель, соединенный с конденсатором. На этом участке происходит резонанс, а далее – токосъем на выход устройства.

Преимущества – высокая надежность, высокая точность выходного напряжения, плавная коррекция, невысокая стоимость устройств советского производства. В нем нет электромеханических запчастей, поэтому ломаться нечему за исключением конденсатора (и то в советских моделях он масляный, практически «вечный»).

Недостатки – низкий диапазон входного напряжения, долгое время коррекции при резких упадках, сильный шум (гул) от работы на низкочастотных (звуковых) частотах в 50 Гц. В наилучших современных модификациях эти недостатки облегчены, но стоимость их настолько высока, что многим кажется выгоднее приобрести ИБП со встроенным онлайн стабилизатором инверторного типа.

Принцип работы современных бытовых инверторных стабилизаторов напряжения

Эти устройства стабилизации напряжения на сегодня (2016) являются самыми эффективными, но и самыми сложными по архитектуре. Они действуют по схеме двойного преобразования тока – с переменного на постоянный, и затем с постоянного на переменный. Кроме того, они имеют емкости, в которые накапливается электричество в конденсаторах и при необходимости, восполняется его недостаток на выходе, при упадке на входе.

Современные инверторные стабилизаторы напряжения очень сильно схожи с ИБП (источниками бесперебойного питания), которые часто используются как составные элементы системы «умный дом», но имеется разница в том, что последние в качестве емкостей используют аккумуляторные батареи, а также бывают онлайн и офлайн ИБП. Да и топологий этих ИБП немало, так что это уже отдельная тема, сейчас рассмотрим только стабилизаторы.

Условные обозначения в данной схеме: блок фильтров входного напряжения (А); выпрямитель/корректор входной мощности (Б); блок управления с исполнительными элементами – электрическими ключами (В); блок конденсаторов (Г); инвертор (Д).

В данном случае блок исполнительных элементов вмещен в плате управления с основным микропроцессором и набором контроллеров (В), так как вариантов коммутации (управления) сети гораздо меньше, чем в ступенчатых стабилизаторах. Практически, он ограничен ключом, который размыкает цепь при повышении напряжения выше того, на которое рассчитан прибор. Плюс несколько ключей на управление емкостями (конденсаторами).

Принцип работы следующий: на входе напряжение первым делом попадает в фильтровальный блок (А), затем – в выпрямитель/корректор мощности (Б) и параллельно в блок конденсаторов (Г), которые являются хранилищами электричества, вторичными его источниками. Через сложную систему управления, микропроцессор руководит корректором и инвертором напряжения, а восполнение упадков сетевого тока производится блоком конденсаторов.

Поступающий в инвертор постоянный ток, преобразуется в нем в переменный, при помощи кварцевого генератора. Этот генератор является высокоточным аппаратом, и поэтому, инверторный стабилизатор напряжения имеет самый низкий процент (1%) отклонения на выходе.

Преимущества – наивысший диапазон входных напряжений, минимальное отклонение на выходе, мгновенная реакция на перепады. Устройства стабильны в работе и долговечны, не содержат механических деталей, поэтому практически не шумят и гораздо дольше не выходят из строя.

Недостатки – высочайшая стоимость по причине сложных дискретных блоков и мощного микропроцессора для их управления. Кроме того, при длительных упадках напряжения, компенсационный резервный блок конденсаторов истощается и наблюдается резкий упадок на выходе.

Надеемся, что данный материал был Вам полезен, если что – пишите комментарии в форме ВКонтакте ниже. С уважением, команда Mastery-of-building.

Под шинированием понимают объединение нескольких или всех зубов в единый блок каким-либо ортопедическим аппаратом (шиной).

Шинирование направлено на решение основных задач ортопедического лечения при заболеваниях пародонта.

Е. И. Гаврилов считал, что для достижения лечебного эффекта шиниро­вания при планировании шинирующей конструкции необходимо руковод­ствоваться следующими биохимическими принципами:

1. Ограничение подвижности зубов за счет жесткости шины, что благо­приятно действует на больной пародонт

2. Разгрузка пародонта происходит за счет нормализации распределения жевательного давления

3. Разгрузка пародонта зубов с наибольшим его поражением происходит за счет наиболее устойчивых зубов

4. Шинирующая конструкция, расположенная по дуге, является самой жесткой за счет аркообразное™ и взаимного пересечения векторов подвиж­ности включенных в шину зубов

5. При линейном расположении шин в боковых отделах, справа и слева, их надо соединить поперечно при помощи дугового протеза

Основные виды стабилизации.

Известно, что лучший результат шинирования получается тогда, когда шина объединяет зубы, подвижность которых происходит в пересекающихся плоско­стях. Для передней группы зубов хорошая устойчивость шинируемого блока достигается, если шина объединяет резцы и клыки. Такая иммобилизация назы­вается передней. Иммобилизация зубов, при которой шина располагается в переднезаднем направлении, называется боковой (сагиттальной). Под этим понимают стабилизацию малых и больших коренных зубов, имеющих одина­ковую функцию. Объединение передней и боковой шин (например, при помощи соединительной коронки) между собой придает ей дугообразную форму, а ста­билизация становится более устойчивой и называется переднебоковой.

Для усиления сопротивляемости трансверзальным нагрузкам, боковые шины могут быть объединены между собой поперечной связью (дуговым протезом). Таким образом возникает поперечная стабилизация. Если все зубы зубного ряда соединяются в блок непрерывный или многозвеньевой шиной, то появляется круговая стабилизация.

Ответы на экзаменационные вопросы

II часть

ВОПРОС 7

Временное шинирование и его роль в комплексном печении болезней пародонта. Показания к удалению зубов

При пародонтите.

Основные виды шинирования.

Шинирование может быть временным или постоянным, а конструкции шин съемными и несъемными. Временное шинирование проводят на период терапевтического и хирургического лечения для создания условий нормаль­ного функционирования пародонта. Кроме того оно необходимо для выяс­нения прогноза существования отдельных зубов, например до заживления постэкстракционных ран и решения вопроса о включении этих зубов в по­стоянную шину. Временные шины применяются также для закрепления ре­зультатов ортодонтического лечения, как ретенционные аппараты.

В качестве временных шин могут использоваться временные пнротезы после множественного удаления зубов, для чего их дополняют шинирующими эле­ментами. Временное шинирование и непосредственное протезирование имеют важный психотерапевтический эффект. При временном шинировании обычно применяют шины не требующие препарирования зубов и лабораторного изго­товления, для чего используются быстротвердеющие пластмассы, композит­ные материалы, либо армируют их лигатурной проволокой.

Постоянные шины применяют как лечебные аппараты для длительной иммобилизации подвижных зубов.

Показания к включению зубов в шину.

Ведущим фактором в определение показаний к удалению, сохранению и включению зубов в шину является величина атрофии зубной альвеолы. Не­обходимо учитывать также степень подвижности зубов, топографию дефек­тов зубного ряда, конструкции будущего протеза или шины, характер при­куса, возраст и состояние больного и др.

Наличие у зубов третьей подвижности является противопоказанием для включения в шину. Рекомендуется их удалять. Подлежат удалению также зубы с подвижностью второй степени, если резорбция луновочковой кости превышает 1/2 длины корня зуба. Не сохраняются также зубы с патологи­ческой подвижностью первой степенью и резорбции, превышающей 2/3 вы­соты лунки. Зубы с подвижностью второй степени и хроническими около­верхушечными очагами, даже если их каналы хорошо запломбированы в шину не включают. Наличие же свища является абсолютным противопока­занием для включения зуба в шину.

Целесообразным считается шинирование зубов с подвижностью зубов первой и второй степени, при этом основным правилом шинирования счита­ется соединение подвижных зубов с неподвижными, сохранившими резерв­ные силы. При шинровании съемными конструкциями показания к сохране­нию зубов могут быть несколько расширены.

Для временного шинирования используется лигатурное связывание зу­бов, а также шинирующпая конструкция непосредственно изготовляемая в полости рта больного. Из быстро твердеющих акриловых пласмасс и ком­позитов или химиоотверждаемых композиционных материалов. В ряде слу­чаев пластмассовые шины могут армироваться лигатурной проволокой или лигатурные временные шины покрываются слоем пластмасс.

На сегодняшний день производится большое множество стабилизаторов напряжения самых разных типов и видов, которые предназначены для работы в сетях с нестабильным напряжением. Каждый вид стабилизаторов обладает уникальными и свойственными ему особенностями, которые обязательно следует учесть в процессе выбора. Ниже будут рассмотрены основные типы стабилизаторов напряжения.

1. Типы стабилизаторов напряжения по принципу работы

1.1. Электронные (симисторные, тиристорные)

Электродинамические: однофазные 220/230/240В, трехфазные 380/400/415В, трехфазные (среднее второе напряжение) 6кВ, 10кВ;

Релейные: однофазные 220В;

Феррорезонансные: однофазные 110/120/220/230/240В, трехфазные 380/400/415.

3. Диапазон мощности по видам стабилизаторов напряжения

    Электронные: однофазные 2 – 30кВА, трехфазные 10 – 500 кВА;

    Электродинамические: однофазные 0,3 – 135кВА, трехфазные 5 – 6000кВА;

    Релейные: однофазные 1 – 15кВА;

    Феррорезонасные: однофазные 0,1 – 15кВА, трехфазные 5 – 100кВА.

4. Заключение

Во внимание не принимались производители китайского происхождения, которые массово поставляют в Украину электродинамические и феррорезонансные стабилизаторы низкого качества.

Для бытового применения хорошо подходят стабилизаторы электронного, электродинамического и релейного типов. Однако стоит помнить, что для электродинамических и релейных стабилизаторов лучше выделять отдельное помещение, поскольку при работе устройства излучают незначительный шум. Также обратите внимание на то, что релейные устройства лучше применять там, где нет частых и сильных просадок электрической сети, а также нагрузок больше 7 – 8 кВт.

Для промышленного применения идеально подходят стабилизаторы электродинамического типа, которые выдерживают большие пиковые нагрузки, а также имеют плавное регулирование и множество дополнительных опций, в т.ч. удаленный мониторинг и управление. Электронные стабилизаторы также хорошо подходят для промышленных установок , где допускается незначительная погрешность напряжения и отсутствуют значительные пусковые токи.

По вопросам консультирования и подбора оборудования обращайтесь к менеджерам по продукции, а также рекомендуем воспользоваться удобным инструментов по выбору стабилизаторов напряжения из нашего каталога.

У каждого фотографа иногда получаются смазанные, нечёткие, как будто размытые кадры. Виной тому - дрожание фотоаппарата в момент съёмки, что чаще всего случается во время работы при слабом освещении. Ведь в таких условиях фотосъёмка, как правило, ведётся на длинных выдержках. А чем длиннее выдержка, тем больше вероятность получения смазанного кадра.

Система стабилизации изображения включена: кадр резкий.

Чтобы картинка не дрожала и кадры не смазывались, современные фотоаппараты, смартфоны, видеокамеры всё чаще оснащаются системой стабилизации изображения. Она помогает компенсировать дрожание фотоаппарата в руках и получать резкие кадры даже в сложных съёмочных ситуациях. Для современных многомегапиксельных фотоаппаратов это особенно важно, ведь на кадрах, полученных с них, будет заметен даже самый незначительный смаз. Микросмаз может возникнуть и от малейших вибраций механизмов самой камеры. Так что стабилизация сегодня - не просто дополнительная «фишка», а необходимость.

Как понять, какой из стабилизаторов работает лучше, а какой - хуже? Эффективность стабилизации принято оценивать в ступенях экспозиции. Предположим, без стабилизации резкое изображение получается сделать на выдержке в 1/30 с. Если использовать стабилизатор эффективностью в 4 ступени экспозиции, то можно рассчитывать на резкие кадры на выдержках вплоть до 1/2 с. А если заявлена эффективность всего в две ступени, чёткую картинку стоит ожидать лишь на 1/8 с.

Виды стабилизации изображения

Цифровая (электронная) стабилизация

Самый простой вид стабилизации, не требующий никаких отдельных модулей и механических деталей, лишь программные алгоритмы. При включении цифровой стабилизации часть матрицы выделяется для её работы, а изображение снимается с кропом. Во время съёмки картинка перемещается по матрице, гася тем самым колебания.

Чем «агрессивнее» работает такая стабилизация, тем сильнее обрезается и теряет в качестве итоговое изображение.

Электронная стабилизация в Canon EOS 77D:

В основном такой вид стабилизации используется при видеозаписи. Интересно, что цифровую стабилизацию могут производить и продвинутые редакторы видео, такие, как Adobe After Effects.

Этот тип стабилизации чаще можно встретить в бюджетной технике - смартфонах, некоторых экшн-камерах, любительских видеокамерах, компактных фотоаппаратах. В системных фотокамерах он присутствует, разве что, в качестве дополнительной возможности для видеосъёмки.

Гораздо большую эффективность демонстрируют технологии не цифровой, а оптической стабилизации.

Оптическая стабилизация в объективе

В фототехнике оптическая стабилизация чаще встречается не в самой камере, а в её объективе. Этот же тип стабилизации является самым старым - его начали использовать ещё в конце прошлого столетия. Первой такую технологию представила в 1995 году компания Canon, назвав её Image Stabilization (IS). Сегодня каждый уважающий себя производитель фотообъективов имеет свою собственную технологию оптический стабилизации. Но поскольку название Image Stabilization осталось за Canon, остальные компании назвали свои разработки иначе. Ниже мы приводим список названий технологии оптической стабилизации в объективах различных производителей.

  • Canon - IS (Image Stabilization)
  • Nikon - VR (Vibration Reduction)
  • Sony - OSS (Optical SteadyShot)
  • Panasonic - MEGA O.I.S.
  • Fujifilm – OIS (Optical Image Stabilizer)
  • Sigma - OS (Optical Stabilization)
  • Tamron - VC (Vibration Compensation)
  • Tokina – VCM (Vibration Compensation Module)

Как правило, если объектив оснащён системой оптической стабилизации, это отражено в его названии, где указана соответствующая аббревиатура. Например, CANON EF-S 18-55MM F/4-5.6 IS STM, AF-P DX NIKKOR 18–55mm f/3.5–5.6G VR .

Как работает оптическая стабилизация в объективе? В его схеме есть особый модуль с подвижным оптическим элементом. В процессе фотосъёмки модуль определяет колебания фотоаппарата и, чтобы их компенсировать, соответственно двигает оптический элемент. В итоге изображение остаётся резким.

Плюсы:

  • Зеркальные и беззеркальные фотоаппараты имеют сменные объективы. И если у вас часто получаются смазанные кадры, можно с лёгкостью «прокачать» свой старый фотоаппарат, дополнив его объективом с оптической стабилизацией. Это увеличит количество чётких снимков.
  • Системы оптической стабилизации в современных объективах, как правило, могут сэкономить 3–5 ступеней экспозиции.
  • В зеркальных фотоаппаратах стабилизатор в объективе поможет сразу в видоискателе увидеть стабилизированную картинку - без дрожания изображения гораздо удобнее компоновать кадры.

Минусы:

  • Объективы со стабилизацией стоят дороже, они тяжелее по весу и крупнее по габаритам, нежели аналоги, лишённые стабилизатора.
  • Дополнительный оптический элемент в оптической схеме может негативно сказаться на качестве изображения, светопропускании, светосиле, боке объектива.
  • Стабилизаторы в разных объективах демонстрируют разную эффективность, имеют свои тонкости работы. Приходится учитывать при съёмке, что один объектив имеет эффективный стабилизатор, другой не так хорош в стабилизации, а третий и вовсе её не имеет.
  • Во многих объективах стабилизатор издаёт жужжащие звуки, что может быть критично при видеозаписи.

Оптическая стабилизация в фотокамере

Зачем добавлять дополнительный модуль в оптику, если можно стабилизировать сам сенсор в фотоаппарате? С развитием технологий стало возможным разместить матрицу на специальном подвижном механизме, который вслед за колебаниями камеры двигает сам сенсор. Стабилизация на матрице позволяет гасить движения и наклоны вверх-вниз, повороты по часовой стрелке и против. Последнего, кстати, не может стабилизатор в объективе. Не все производители оснащают свои фотоаппараты этой технологией. Пока стабилизация на матрице есть только у следующих компаний:

  • Sony - Super Steady Shot (SSS), SteadyShot Inside (SSI);
  • Pentax - Shake Reduction (SR);
  • Olympus и Panasonic - In Body Image Stabilizer (IBIS).

Система стабилизации камеры Sony α7 II:

А что, если на аппарат с внутренней стабилизацией поставить объектив, имеющий свой модуль стабилизации? Sony, Olympus и Panasonic позволяют использовать одновременно оба стабилизатора, тем самым достигая большей эффективности в резкости изображения.

Плюсы:

  • Современные системы стабилизации на матрице позволяют компенсировать дрожание камеры во всех возможных направлениях. В зависимости от производителя и модели фотоаппарата, эффективность стабилизации на матрице может достигать пяти ступеней экспозиции.
  • Универсальность. Если камера имеет встроенный стабилизатор, к ней в комплект можно подобрать более компактные объективы без стабилизации. На ней любой объектив станет «стабилизированным», даже старый «Гелиос» от «Зенита».
  • Системы стабилизации на матрице почти бесшумны. А значит, их в полной мере можно использовать при видеозаписи.
  • Стабилизированное изображение можно увидеть сразу через электронный видоискатель или экран фотоаппарата. А вот в зеркалках, в оптическом видоискателе, увидеть стабилизированную картинку не получится.
  • Возможность реализовать множество дополнительных функций. К примеру, функцию слежения за звёздным небом для фотографирования его на длинных выдержках.

Минусы:

  • Меньшая эффективность при работе с длиннофокусной оптикой. При работе с ней матрице приходится двигаться слишком быстро и на слишком большие расстояния. В случае телевиков стабилизация в объективе считается более эффективной.

В заключение хочется пожелать нашим читателям делать только резкие кадры и пусть вам в этом помогают системы стабилизации изображения.!

Стабилизатор поперечной устойчивости – один из обязательных элементов подвески в современных автомобилях. Неприметная на первый взгляд деталь уменьшает крен кузова при поворотах и препятствует опрокидыванию автомобиля. Именно от этого компонента зависит устойчивость, управляемость и маневренность автомобиля, а также безопасность водителя и пассажиров.

Принцип работы

Основное назначение стабилизатора поперечной устойчивости – перераспределять нагрузку между упругими элементами подвески. Как известно, в поворотах автомобиль кренится, и именно в этот момент включается в работу стабилизатор поперечной устойчивости: стойки смещаются в противоположные стороны (одна стойка поднимается, а другая — опускается), при этом средняя часть (стержень) начинает закручиваться.

Принцип работы стабилизатора поперечной устойчивости

В результате на той стороне, где автомобиль «завалился» на бок, стабилизатор приподнимает кузов, а на противоположной – опускает. Чем больше машина наклоняется, тем сильнее сопротивление этого элемента подвески. В итоге автомобиль выравнивается по отношению к плоскости дорожного полотна, снижается крен и улучшается сцепление с дорогой.

Элементы стабилизатора поперечной устойчивости


Компоненты стабилизатора поперечной устойчивости

Стабилизатор поперечной устойчивости состоит из трех компонентов:

  • стальной трубы (стержня) П-образной формы;
  • двух стоек (тяг);
  • креплений (хомуты, резиновые втулки).

Рассмотрим данные элементы подробнее.

Стержень

Стержень – это упругая поперечная распорка, изготовленная из пружинной стали. Располагается поперек кузова автомобиля. Стержень – основной элемент стабилизатора поперечной устойчивости. В большинстве случаев стальной прут имеет сложную форму, так как под днищем кузова машины имеется много других деталей, расположение которых нужно учитывать.

Стойки стабилизатора


Общий вид стоек стабилизатора поперечной устойчивости

Стойка стабилизатора поперечной устойчивости (тяга) – это элемент, соединяющий концы стального стержня с рычагом или амортизаторной стойкой подвески. Внешне стойка стабилизатора представляет собой шток, длина которого варьируется от 5 до 20 сантиметров. На обоих ее концах расположены шарнирные соединения, защищенные пыльниками, с помощью которых она крепится к другим компонентам подвески. Шарниры обеспечивают подвижность соединения.

В процессе движения на тяги приходится существенная нагрузка, из-за которой шарнирные соединения разрушаются. В результате, тяги очень часто выходят из строя, и менять их приходится раз в 20-30 тысяч километров.

Крепления

Крепления стабилизатора поперечной устойчивости представляют собой резиновые втулки и хомуты. Обычно он крепится к кузову автомобиля в двух местах. Главная задача хомутов – надежно закрепить стержень. Резиновые втулки нужны для того, чтобы балка могла вращаться.

Виды стабилизаторов

В зависимости от места установки различают передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости. В некоторых легковых машинах задняя поперечная стальная распорка не устанавливается. Передний же стабилизатор на современных автомобилях устанавливается всегда.


Активный стабилизатор поперечной устойчивости

Различают также активный стабилизатор поперечной устойчивости. Данный элемент подвески является управляемым, так как он изменяет свою жесткость в зависимости от типа дорожного покрытия и характера движения. Максимальная жесткость обеспечивается в крутых поворотах, средняя – на грунтовой дороге. В условиях бездорожья эта часть подвески обычно отключается.

Жесткость стабилизатора изменяется несколькими способами:

  • применение гидроцилиндров вместо стоек;
  • использование активного привода;
  • применение гидроцилиндров вместо втулок.

В гидравлической системе за жесткость стабилизатора отвечает гидравлический привод. Конструкция привода может различаться в зависимости от установленной на автомобиль гидравлической системы.

Недостатки стабилизатора

Основные минусы стабилизатора – это уменьшение хода подвески и ухудшение проходимости внедорожников. При поездках по бездорожью есть риск «вывешивания» колеса и потери контакта с опорной поверхностью.

Автопроизводители предлагают решить эту проблему двумя способами: отказаться от стабилизатора в пользу , либо использовать активный стабилизатор поперечной устойчивости, изменяющий жесткость в зависимости от типа дорожного покрытия.